Там, где Европа когда-то была разделена, сейчас срастается то, что должно быть вместе
Сама кулиса несет в себе своего рода послание. Свежей белой громадой Ливадийский дворец возвышается над синим Черным морем. На заднем плане – горы украинского полуострова Крым. Бывшая резиденция царя Николая II, которая в октябре будет отмечать свое столетие, повидала весьма важных посетителей. Однако на этот раз почти никто не обращает внимания на размещенные на стенах фотографии – снимки Сталина, Рузвельта и Черчилля, которые в 1945 году решали здесь вопрос о будущем Европы. Ведь сегодня гости собираются сами написать здесь главу в истории. В бывшем царском кабинете с огромным камином расположился один из посетителей – Стефан Фюле, чешский комиссар по вопросам расширения ЕС. Крупный черноволосый мужчина, проходящий как раз по коридору со своим эскортом, - это президент Украины Виктор Янукович. Крупнее его здесь всего два человека – боксеры братья Кличко. Виталий, будучи лидером партии, которая согласно опросам общественного мнения могла бы занять в Украине четвертое место, приехал, чтобы изложить свое видение демократических реформ.
Вспомним высказывание Виталия: «Если мир будет присматриваться и наблюдать, то даже брутальные представители власти задумаются над тем, смогут ли они силой подавить мирное движение». Здесь, в Ялте, мир присматривается и наблюдает. Когда в конце этой недели началась ежегодная конференция Киевской инициативы «Ялтинская европейская стратегия», все намеревались послушать двух докладчиков: неизменно харизматичного Шимона Переса и неизменно театрального Тони Блэра. Но квадратный внутренний дворик царского дворца с пальмами, булькающим фонтаном и шипящими кофеварками превратился в боксерский ринг, на котором развернулся бой за будущее этого региона. Пусть только бой на словах, но за ними часто кроется немало политических, экономических, стратегических аспектов, как положительных, так и отрицательных.
Невидимым героем этого поединка является женщина - Юлия Тимошенко, бывший премьер-министр, а теперь лидер оппозиции в Украине. Хотя ее соратники и присутствовали в Ялте, но сама она была лишена такой возможности. С 5 августа она находится в предварительном заключении в киевской Лукьяновской тюрьме, а ее бывший министр внутренних дел Юрий Луценко сидит там уже девять месяцев. Похоже на то, что президент Янукович и его команда собираются покончить с оппозиционерами в политическом плане, выдвигая сомнительные обвинения в «злоупотреблении служебным положением». Арсений Яценюк, также оппозиционный политик, на прошлой неделе пытался посетить заключенных. Его пропустили в тюрьму, ему пришлось напрасно ждать, он не получил разрешения на посещение. Но этого оказалось достаточно, чтобы у него сложилось определенное впечатление: «Не знаю, как выйти из этого учреждения нормальным человеком».
«Но ведь европейцы весьма циничные люди», - говорит один дипломат из этого региона за ужином, – «из-за Тимошенко они немного пошумят, а потом опять успокоятся». А подумал ли дипломат о деле сидящего в лагере российского бизнесмена Ходорковского? Однако имеются два отличия: политики из ЕС в отношениях с украинцами так быстро не сдадутся, как в отношениях с россиянами. Кроме того, Украина чего-то хочет от ЕС, чего-то очень конкретного: договора об ассоциативном членстве, который наряду с послаблениями в передвижении граждан может привести и к созданию совместной зоны свободной торговли.
Тут и надо было прикладывать силу, тут и начался бокс. В 2004 году Александр Квасьневский, тогда еще президент Польши, выступив посредником, способствовал тому, что мирная «оранжевая революция» не была потоплена в крови. Теперь он почти три часа беседовал с Януковичем с глазу на глаз. За ним последовали Фюле, депутат Европарламента из Германии Эльмар Брок, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. И вдруг в деле Тимошенко начинается движение: Янукович заявляет, что ситуация вызывает у него «боль». Вдруг начинают говорить о том, что «злоупотребление служебным положением» со стороны Тимошенко следует декриминализировать. Комитет по вопросам правовой политики уже предложил парламенту в Киеве исключить из Уголовного кодекса соответствующие, а также другие статьи, появившиеся еще в советские времена. «Очевидно, - говорит участник бесед с Януковичем, - что президент готов допустить свою соперницу Тимошенко к участию в следующих выборах».
Теперь и Фюле утверждает нечто новое: комиссар ЕС подчеркивает в Ялте: если в результате ассоциации и заключения договора о зоне свободной торговли Украина имплементирует 80% европейского законодательства, то это вполне можно будет понимать как подготовку к членству в ЕС: «В конце этого процесса нет никакой стены». В Ялте обратило на себя внимание то, что высокопоставленные гости из России в последний момент отменили своей приезд, в частности, министр финансов Алексей Кудрин. Но премьер Владимир Путин издалека выразил свою реакцию: движение Украины в направлении ЕС является «нереалистичным». Одновременно он надеется, что благодаря запроектированному газопроводу «Южный поток» по дну Черного моря – при участии немецкой фирмы «Винтерсхалль» - удастся в сфере энергетической политики взять Украину «в оборот» еще круче, чем это было прежде.
Спор по поводу природного газа и в Ялте звучал как музыкальное сопровождение. Киев собирается в течение трех лет сократить отбор российского газа с 40 миллиардов сегодня до семи миллиардов. Многие предприятия начали переход от природного газа на уголь. Одновременно Украина хочет реструктурировать свой собственный газовый концерн «Нафтогаз», привлечь инвесторов и благодаря газу собственной добычи составить в ЕС конкуренцию российскому «Газпрому». Что из этого является реалистичным, покажет будущее. Ясно только одно: необходимы прочные бинты. Следующий раунд в газовом боксе: визит Виктора Януковича в Москву в субботу.
ГЕРХАРД ГНАУК
DIE WELT