Александр Квасьневский между дискуссионными панелями вышел подышать воздухом в итальянский дворик Ливадийского дворца, в котором второй день шел форум Ялтинской европейской стратегии.
- Господин Квасьневский, мы договаривались записать с Вами интервью, - напоминаю бывшему президенту Польши о нашем разговоре на торжественном открытии YES несколько дней назад.
- На какую тему? – задумчиво интересуется Квасьневский.
- Хотелось бы поговорить о работе вашей с господином Пэтом Коксом миссии по освобождению Тимошенко и перспективах евроинтеграции Украины..
- Давайте позже, после 15 октября. Я сейчас, пока продолжается работа миссии, не могу все рассказать…
15 октября мониторинговая миссия Кокса-Квасневського должна представить Европарламенту отчет о своей работе. По большому счету, именно тогда уже можно будет спрогнозировать, подпишет Украина в конце ноября Соглашение об ассоциации на Вильнюсовском саммите или нет. Один из главных европейских лоббистов Юлии Тимошенко Эльмар Брок припугнул:
- Мы сказали с самого начала - мы должны до подписания выполнить все требования. Один вопрос - избирательное судопроизводство в случае с Юлией Тимошенко. Если господин Кокс и господин Квасьневский не смогут положительно отчитаться 15 октября в Европарламенте, тогда будет у нас проблема.
Брок - председатель комитета иностранных дел Европарламента и член бюро группы Европейской народной партии. В свою очередь "Батьківщина" с 2008 года является членом наблюдательного совета ЕНП, что объясняет столь тесное сотрудничество европарламентария с "Батьківщиной" и не единожды - в ее интересах.
В субботу президента Виктора Януковича на саммите YES не было, поэтому основные месседжи для него передавали через министра иностранных дел Леонида Кожару. Брок, Кожара и Радослав Сикорский, министр иностранных дел Польши, сошлись на одной дискуссионной панели, посвященной будущему саммиту в Вильнюсе.
Озвученная накануне Януковичем позиция – Соглашение об ассоциации подпишем, но Тимошенко отпустить нельзя, поскольку для этого нет законодательных оснований – заставила евролобистов пойти ва-банк. Посыл, о котором корректно умалчивал еврокомиссар Штефан Фюле на пресс-конференции в пятницу утром, в субботу недвухзначно прозвучал сразу от нескольких спикеров высшего уровня: если Тимошенко не выйдет из тюремных застенков, Соглашения об ассоциации не будет. Без вариантов. Без иллюзий, что одно из главных условий ЕС можно будет обойти.
- Историю делают отдельные личности. Наш общий интерес – в подписании Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза. И я вам не советовал бы недооценивать роль одного индивидуума, одного политика, - эмоционально обратился Сикорский к Кожаре при обсуждении дела Тимошенко.
В ход шли уже любые аргументы.
- Когда Элмар Брок, близкий соратник Ангелы Меркель, которая, скорее всего, в третий раз станет канцлером Германии, говорит вам, что дело Тимошенко является важным, это означает, что Ангела Меркель считает это дело важным, - вел дальше Сикорский.
В случае с Юлией были сделаны определенные обещания, и теперь это уже является вопросом доверия. То есть это тест на доверие и на качество вашего руководства. Риск недооценки влияния дела Тимошенко на процесс принятия европейских решений является очень высоким, и поэтому нужно, чтобы и ваш Президент, и Тимошенко, оба, в ближайшие несколько дней сделали то, что правильно, - убеждал своего украинского коллегу министр иностранных дел Польши.
Сикорский озвучил то, что уже давно витало в воздухе – ни Янукович, ни сама Тимошенко не хотят идти на компромис. Вопрос евроинтеграции, касающийся всей страны, оказался в заложниках амбиций и страхов двух человек.
Отсидев два года, подключив армию евролобистов для своей защиты и постоянно жалуясь на состояние здоровья, Тимошенко ни разу не попыталась подать прошение о помиловании, остерегаясь, что для ее политического реноме роль просящей, да еще и у своего почти "кровного" врага, может быть в пиар-разрезе более вредоносной, чем 7 лет тюрьмы.
Для Януковича выход Тимошенко из тюрьмы до президентских выборов может закончиться ростом рейтингом оппозиции, что существенно усложнит ему жизнь в 2015-м.
- Что Тимошенко и Янукович должны сделать "правильно", как об этом выразился Сикорский? О чем они между собой договариваются? – спросил "Обозреватель" у прошедшего весной этого года через процедуру помилования Юрия Луценко.
Луценко избегает конкретики и переходит на Эзопов язык.
– Машина должна развернуться. В этой ситуации есть необходимость действовать водителю, который загнал эту машину в тупик, но нужна и добрая воля пассажира, который находится в этой машине. Я не хочу, честно говоря, вдаваться в детали, я их знаю, но какие-либо публичные комментарии сужают маневр этого автомобиля. Я бы просто хотел, чтобы Тимошенко была освобождена, а поэтому не нужно вешать дополнительные дорожные знаки в этом тупике.
Тут же в итальянском дворике двора с малочисленной охранной прогуливается второй президент Украины Леонид Кучма.
- Мы два дня слышим настойчивые просьбы-требования со стороны европейских представителей о том, что Тимошенко нужно отпустить. По вашим ощущениям, это подействует на президента? – интересуемся у него.
- Знаете, за президента не могу отвечать. А прогнозировать - большая проблема. Потому что послушаешь Президента – он абсолютно прав. Нужна правовая основа, чтобы принять такое решение.
- А какой вы видите выход из ситуации? Законодательной базы нет, но ЕС говорит, если Тимошенко не выйдет на свободу, Соглашения об ассоциации не будет.
- Я просто знаю, что если Соглашение об ассоциации не будет подписано в Вильнюсе, то для Украины наступят не самые лучшие времена, потому что мы перед Европой будем выглядеть непонятно как, и для России мы сегодня не такие желанные, как это было всегда.
- Какой бы Вы совет дали Президенту Януковичу?
- Я советы президенту не даю.
Друг и коллега Кучмы – президент Польши в 1995-2005 годах Александр Квасьневский – напротив, был готов делиться рекомендациями. Он своим выступлением закрывал 10-ый саммит YES.
Перед ним с речами к аудитории обратились три потенциальных лидера – Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Сергей Тигипко. Первые два метят на президентские кресла в 2015 году. Тигипко примеривал на себя эту роль в 2010. На финальной панели они должны были представить свое видение, как развивать Украину – прекрасная возможность, по крайней мере, для первых двух заявить о своем стратегическом видении с прицелом на збирательный период.
По факту вышло – вяло, скучно, расплывчато и очень популистски. О действительно необходимых реформах – ни слова. Никакого долгосрочного планирования, лишь тактические ходы. А дальше – конъюнктура покажет.
Выступления политиков тем больше диссонировали с заключительной речью Квасьневского. Харизма, пассионарность, чувство юмора, энергия. Мастер-класс лидерства: только слушай и учись.
Квасьневский был весел и много шутил.
- Это наш уже 21-ый с Пэтом Коксом визит в Украину в рамках нашей миссии. Каждый раз, когда я сюда собираюсь, жена спрашивает: "У тебя что там – вторая семья?" – смеется Квасьневский. – Тимошенко и Янукович – вот моя вторая семья.
Экс-президент как мог убеждал Украину сделать все, чтобы подписать Соглашение об ассоциации.
- Россия предлагает любовь, а мы предлагаем закон. Хотя, какого рода любовь у Глазьева? (Сергей Глазьев, советник президента Российской Федерации, известный своими антиевропейскими и антиукраинскими заявлениями. – Авт.), – риторически спрашивал экс-президент. Убеждал: Россия считается только с сильными странами. Если Украина станет ассоциированным членом ЕС, отношения с федерацией у нее только улучшаться.
И в энный раз повторял:
- Те условия, которые были поставлены Европейским союзом перед Украиной, должны быть выполнены. Тимошенко больна, ей необходимо лечение, а потом реабилитация. Мы ожидаем, что она поедет лечиться за границу.
Судьба внешнеполитического будущего Украины сейчас в одинаковой мере зависит как от президента Януковича, так и от самой Тимошенко. Источники "Обозревателя" еще летом говорили, что экс-премьера были готовы отпустить на лечение в немецкую клинику "Шарите", но Тимошенко сама не захотела уезжать, опасаясь, что ее забудут.
Сегодня страхи двух политиков могут изменить геополитическое будущее страны. Не велика ли цена для их собственного спокойствия?
Юлия Лаврисюк
Обозреватель