Г-н Мильнер является гуру технологий, о котором большинство из нас никогда раньше не слышали. Он был одним из первых иностранных инвесторов Facebook, вбросившего $ 200 млн. в компанию в 2009 году за 1,96 процента акций— решение, над которым все тогда смеялись и воспринимали как выпад сумасшедшего. Он также на ранних стадиях сумел разглядеть потенциал игровой компании Zynga и сервиса коллективных скидок Groupon.
Инвестиционная находчивость Мильнера привела его в список богачей от журнала Forbes, оценившего его состояние в один миллиард долларов. Единственной причиной по которой его имя еще не стало «притчей во языцех» является тот факт, что он занимается бизнесом в Москве – это не тот город, к которому большинство из нас обращаются за инновационными экономическими идеями.
Г-н Мильнер выступил в украинском городе Ялта, на ежегодном мини-Давосе, организованном украинским трубным бароном и коллекционером произведений искусства Виктором Пинчуком (разоблачение - я была модератором на этом мероприятии). Что поразило в выступление г-на Мильнера, так это его тон, резко отличающийся от других участников.
Американцы, среди которых были экономисты Лоуренс Саммерс и Пол Кругман, мрачно вещали о стагнации экономики своей страны и ее неспособность проводить политику, которая могла бы положить конец этой стагнации. Европейцы - группа, включительно с министрами иностранных дел Швеции и Польши, Юрген Фитченом, представленного как член совета правления Deutsche Bank - были обеспокоены кризисом суверенных долгов.
Даже представители Турции и Индии, чей экономический рост становил 8% в прошлом году, беспокоились о неравномерном развитии в своих странах и об угрозе экономических цунами, надвигающихся из-за рубежа.
Взгляд г-на Мильнера существенно отличался. Во-первых, в то время, когда место сидения определяет точку зрения, г-н Мильнер почти идеально представляет технологическую элиту, чья система ориентиров – планета Земля. В основном он живет в Москве, но недавно г-н Мильнер приобрел недвижимость в Силиконовой долине. Он обратился к участникам украинской конференции по видеосвязи из Сингапура.
Взирая ч такой выгодной позиции г-н Миллер считает, что наиболее острой мировой проблемой сегодня является не экономический кризис или политический паралич на Западе, и даже не быстрое развитие и политические трансформации развивающихся стран.Это – технологическая революция, которая, по мнению г-на Мильнера, только начинается. Приводим изменения, которые он считает наиболее значимыми:
• Интернет-революция является самым быстрым экономической изменением, которое когда-либо испытывал человек, и этот процесс ускоряется. Г-н Мильнер говорит, что сегодня два миллиарда людей подключены к сети. В течение следующего десятилетия, согласно его прогнозам, это число, как минимум, удвоится.
• Интернет – это не только связь между людьми, но и подключение технических средств – явление, которое г-н Мильнер окрестил «Интернетом вещей». Он отметил, что сегодня подключено пять миллиардов технических устройств. К 2020 году, он считает, их число составит 20 миллиардов.
• Создается больше информации, чем раньше. Г-н Мильнер утверждает, что каждые 48 часов в 2010 году создавалось больше информации, чем за весь период с незапамятных времен и до 2003 года вместе взятых. К 2020 году этот же объем информации будет генерироваться каждые 60 минут.
• Люди обмениваются информацией все чаще и чаще. Обмен информацией на Facebook увеличилась с 140 млн. единиц в 2009 году до четырех миллиардов в 2011 году. Мы даже электронных сообщений шлем больше: за 2006 год отправлено 50 млрд. писем, сравнительно с 300 млрд. в 2010 году.
• В результате, считает г-н Мильнер, мы имеем доминирование Интернет-платформ по сравнению с традиционными средствами массовой информации. «Крупнейшая газета Соединенных Штатов доходит только до 1%населения. Для сравнения: интернет-СМИ ежедневно пользуется 25% населения, и цифра продолжает расти».
• Интернет-бизнес гораздо более эффективен, чем традиционные компании с офисами. Это одно из самых ярких наблюдений г-на Мильнера, а также ключ к парадоксу - мы живем в такое время, которое г-н Мильнер считает беспрецедентным как в плане технологических инноваций, так и в плане высокого уровня безработицы в развитых западных странах. Как сказал г-н Мильнер, «большие интернет-компании в среднем способны генерировать прибыль в размере $ 1 млн. на одного сотрудника, что можно сравнить с 10-20% дохода, который, как правило, зарабатывает традиционная компания аналогичного размера». В качестве примера г-н Мильнер привел Facebook, где, по его словам, каждый отдельно взятый инженер поддерживает один миллионов пользователей.
• Искусственный интеллект является частью нашей повседневной жизни, и его мощность растет. Г-н Мильнер привел обычные примеры, такие как Amazon.com, который рекомендует книги, на основании уже нами прочитанных, а также постоянно совершенствующийся поисковый алгоритм Google.
• И наконец, (и г-н Мильнер признал, что это «немного футуристическая картина») он предсказал «появление глобального мозга, который состоит из всех людей, связанных друг с другом и с компьютером, глубоко взаимодействующими между собой и создающими интеллект, который не принадлежит ни единому человеку или компьютеру».
Лучше чем большинство из нас г-н Мильнер понимает, что изменения в мире, который он называет "офлайновым" могут потрясать: он пережил распад Советского Союза, а политика и экономика сегодняшней России тоже не пара пустяков. Но в год, который увидел «Арабскую весну» и угрозу краха евро, прогнозы г-н Мильнера являются важным напоминанием о том, что наиболее значимые революции могут происходить в киберпространстве.
Христя Фриланд
The New York Times