Я надеюсь, что он подъедет к самолету западного производства, и желательно не к побитого вида образцу выпуска 1970-х гг. Я особенно не хочу, чтоб это оказался Туполев-134 или 154 российского производства, хотя на некоторых маршрутах это, знаете ли, неизбежно. И вот уже чего я совершенно точно не хочу, так это Як.
Яки – это мои самые нелюбимые русские самолеты. Частично это связано с несообразным фермерским названием, частично - со способом попадания внутрь по расшатанной лестнице, а также частично потому, что в них просто никогда не чувствуешь себя в полной безопасности вследствие их возраста и изношенности салона. Постоянные крушения, которые происходят в России, могут объясняться другими факторами – ошибкой пилота, например, как это было выявлено в случае недавней катастрофы Туполева. Никто пока не знает, что послужило причиной крушения Як-42 возле города Ярославль в начале этого месяца, в этом жутком инциденте, в результате которого погибла вся хоккейная команда «Локомотив». Возможно, с самолетом все было в порядке. Но принимая во внимание последние события, полет на Яке не был тем, чего бы я страстно желал.
Действительно, все были несколько напряжены по поводу полета как такового в связи с инцидентом в Ярославле, но эта поездка была совершенно иного рода. Футбольный клуб одного из нуворишей - «Анжи» (Махачкала), из южной российской республики, подписал контракт с великим камерунским футболистом Самюэлем Это'o из миланского «Интера», что, по сообщениям, превратило его в самого хорошо оплачиваемого игрока в мире. Клуб, собственником которого является местный миллиардер Сулейман Керимов, захотел пригласить несколько журналистов в Махачкалу для встречи с Это'o, и организовал для них чартерный рейс. Керимов, конечно же, захочет выкатить совершенно шикарный частный самолет, чтобы произвести впечатление на мировую прессу в связи с подписанием крупного контракта?
Мы проехали мимо нескольких красивых самолетов, и нескольких не настолько красивых. И вот автобус остановился. "Ради Бога, у этого сукиного сына восемь миллиардов долларов," – пробормотал один из журналистов. "Он мог по крайней мере раскошелиться на Боинг." Мы вошли в салон Яка и критически оценили закопченную, видавшую виды, кабину. Вместо кнопки вызова стюардессы над моей головой находилась металлическая коробка с надписью "Канат для аварийного покидания судна".
Хотя «Аэрофлот» и некоторые другие крупные российские авиалинии выглядят довольно достойно, особенно на международных рейсах, нельзя сказать то же самое про десятки маленьких авиалиний, рассекающих небо России. Все обычные для авиакомпании вопросы становятся неактуальными – питание абсолютно точно будет ужасным, место для ног будет точно минимальным, а вашим самым доступным развлечением в полете станут гримасы пьяного мужика, который опрокинул пол-литра виски в первый час полета.
Через три часа после посадки на наш чартерный Як, мы наконец взлетели, и после жуткого двухчасового полета, при посадке мы обнаружили, что этот тип самолета был временно отстранен от полетов российскими авиационными властями. Весь этот эпизод стал отображением фарсовой природы российского пиара.
Корреспонденты, которые прилетели из Европы, не могли поверить своим глазам, а бедный итальянец, рядом с которым я сидел, все время полета просидел белый как стена. Керимов инвестировал более 100 млн. фунтов в «Анжи», но при организации полета для мировой прессы, возможно, для того, чтобы продемонстрировать, что клуб – это не шутка нувориша в опасном регионе, он сэкономил на аренде самолета.
Редкий шанс задать политику вопрос
Более приятным был визит в конце недели на черноморский курорт Ялта на ежегодную конференцию, организованную Виктором Пинчуком, одним из наиболее богатых людей Украины, проводимую в изысканном Ливадийском дворце, месте проведения конференции в верхах 1945 г. между Уинстоном Черчиллем, Франклином Д. Рузвельтом и Иосифом Сталиным. Пинчук приглашает ежегодно политиков, экономистов и несколько журналистов для обсуждения будущего Украины и Европы. Это далеко не то же самое, что аналогичные мероприятия в России, в особенности потому, что происходит открытый обмен взглядами и привлекается широкий круг приглашенных. Что наиболее значимо для журналиста, постоянно работающего в Москве, так это уровень открытости, как глоток свежего воздуха, когда вы можете подойти и пообщаться с любым присутствующим, в отличие от аналогичных мероприятий в России, где представителей средств информации обычно загоняют в отдельную комнату и заставляют смотреть телевизионные включения, чтобы политики могли избежать необходимости действительно отвечать на какие-либо вопросы.
Теперь Блэр воспользовался своим шансом «поиграть в Бога»
Одной из наиболее значимых фигур, выступающих в Ялте в этом году, был никто иной, как Тони Блэр, который разделил трибуну с историком Найелом Фергюсоном и русским Интернет-предпринимателем Юрием Милнером, во время сессии, посвященной обширной дискуссии о будущем мира. Милнер, совершенно ожидаемо, говорил о растущем значении Интернета, компьютеров и социальных сетей, а Фергюсон долго говорил о подъеме Китая и о том, как Запад мог бы смириться с растущим влиянием "остальных регионов".
Блэр посвятил всю свою речь вере, обвиняя тех, кто сказал, что конфликты, подобные израильско-палестинскому, не связаны с верой и религией. Он сказал, что религия в сегодняшнем мире имеет большее, а не меньшее значение, чем она имела когда-либо, и также призвал к "возвращению религиозной вере ее настоящей миссии".
Речь совершенно не касалась Украины и, я подозреваю, что бывший премьер-министр произносит аналогичную на всех хорошо оплачиваемых мероприятиях, куда он ныне приглашается по всему миру, убежденный, что ему после всех этих лет наконец-то позволено "поиграть в Бога".
"Для такой светской страны как Британия, довольно странно, что ее наиболее известный из ныне живущих политиков ездит по миру, с выпученными глазами произнося речи, пропитанные религиозным пылом," – сказал американский делегат, сидящий рядом со мной. Несомненно.
Шон Уокер
«Индепендент»